Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
+7 (812) 423-00-30
Приемная главы администрации
+7 (812) 423-36-90
Факс приемной главы администрации


Единая диспетчерская служба:
8(812)423-06-29


Блог главы администрации
vk.png telegramicon.png

Федеральным законом от 15.10.2020 N 336-ФЗ внесены изменения в статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

Федеральным законом от 15.10.2020 N 336-ФЗ внесены изменения в статью 28.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

Согласно части первой статьи 28.1 УПК РФ «Прекращение уголовного преследования в связи с возмещением ущерба», обязательным условием прекращения уголовного преследования в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении налогового преступления или преступления, связанного с уклонением от уплаты страховых взносов в государственный внебюджетный фонд, являлось возмещение в полном объеме ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, до назначения судебного заседания.

Внесенными изменениями из текста части первой статьи 28.1 УПК РФ исключается указанное ограничение — «до назначения судебного заседания», что создает условия для освобождения от уголовной ответственности лиц, возместивших в полном объеме ущерб, причиненный бюджетной системе РФ, уже в ходе судебного разбирательства.

 

Хищения, совершаемые с использованием информационно-телекоммуникационных технологий

Развитие технологий в современном мире обуславливает их повсеместное проникновение во все сферы общественной жизни. Этим пользуются не только добросовестные пользователи информационных сетей, но и злоумышленники, преследующие различные противоправные цели – личное обогащение, дискредитацию граждан и государственных органов, распространение запрещенной информации, идей терроризма и экстремизма.

В Российской Федерации отмечается ежегодный рост таких преступлений. Повсеместно регистрируются преступления, связанные с хищением денежных средств из банков и иных кредитных организаций, физических и юридических лиц, совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, ответственность за которые в зависимости от способа преступного посягательства предусмотрена ст.ст. 158, 159, 159.3, 159.6 УК РФ.

Федеральным законом от 23.04.2018 № 111-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» введена ответственность виновных лиц по статье 158 УК РФ за кражу, совершенную с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 159.3 УК РФ).

Аналогичным образом, с целью усиления уголовной ответственности за противоправные действия с использованием электронных средств платежа, изменены диспозиции и санкции статей 159.3 и 159.6 УК РФ.

Подавляющее большинство анализируемых хищений совершается с применением методов «социальной инженерии», то есть доступа к информации с помощью телекоммуникационных сетей для общения с потерпевшими (сотовой связи, ресурсов сети Интернет). Технология основана на использовании слабостей человеческого фактора. Например, преступник может позвонить человеку, являющемуся пользователем банковской карты (под видом сотрудника службы поддержки или службы безопасности банка), и выведать пароль, сославшись на необходимость решения небольшой проблемы в компьютерной системе или с банковским счетом, зачастую дезинформируя о его блокировке.

Распространенный характер носят хищения, связанные с другим способом обмана доверчивых граждан. Преступники, представляясь близкими родственниками (знакомыми) потерпевших, просят о передаче или перечислении электронным платежом определенной суммы денежных средств для разрешения сложившейся в их жизни неблагоприятной ситуации. К примеру, в связи с необходимостью освобождения их от уголовной ответственности. Нередко злоумышленники сами представляются сотрудниками органа правопорядка.

Дистанционные хищения совершаются посредством размещения на открытых сайтах в сети Интернет заведомо ложных предложений об услугах и продаже товаров за денежное вознаграждение, которое в дальнейшем перечисляется на банковский счет виновного лица.

Денежные средства неправомерно списываются со счетов потерпевших, когда в руки преступников попадают их мобильные телефоны с установленными на них банковскими сервисами. То же самое касается и банковских карт: похитителями совершаются покупки путем оплаты товаров бесконтактным способом, при наличии пароля доступа – деньги снимаются в банкоматах.

Так называемый фишинг — тоже техника «социальной инженерии», направленная на получение конфиденциальной информации. Обычно злоумышленник посылает потерпевшему e-mail, подделанный под официальное письмо – от банка или платежной системы – требующее «проверки» определенной информации, или совершения определенных действий. Это письмо как правило содержит ссылку на фальшивую веб-страницу, имитирующую официальную, с корпоративным логотипом и содержимым, и содержащую форму, требующую ввести необходимую для преступников информацию – от домашнего адреса до пин-кода банковской карты.

Социальная инженерия используется также для распространения троянских коней: эксплуатируется любопытство, либо алчность объекта атаки. Злоумышленник направляет e-mail, sms-сообщение или сообщение в мессенджере, во вложении которого содержится, например, важное обновление антивируса. Также это может быть выгодное предложение о покупке со скидкой или сообщение о фиктивном выигрыше с приложенной ссылкой при переходе по которой на устройство пользователя скачивается вредоносная программа. После чего преступник получает удаленное управление и возможность осуществления перечисления денежных средств со счета привязанной к абонентскому номеру банковской карты.

Такая техника остается эффективной, поскольку многие пользователи, не раздумывая кликают по любым вложениям или гиперсылкам. Особенно это актуально в связи с глобальной цифровизацией общества, которая затрагивает и социально уязвимые слои населения, например, пожилых людей, испытывающих сложности при освоении современной техники, а также страдающих излишней доверчивостью.

Преступники реализуют множество других способов и инструментов для завладения чужими деньгами: используют дубликаты сим-карт потерпевших, а также устройства-скиммеры, считывающие информацию, содержащуюся на магнитной полосе банковской карты для последующего изготовления ее дубликата. Рассылают в социальных сетях со взломанных страниц пользователей сообщения их знакомым с просьбами одолжить деньги, внедряют вредоносные ПО в системы юридических лиц, похищают электронные ключи и учетные записи к нему в офисах организации и т.д.

Необходимо отметить, что криминальные методы «удаленного» хищения денежных средств постоянно эволюционируют, при этом преступниками активно используются современные IT-технологии, которые зачастую просты в использовании и доступны неограниченному числу пользователей глобальной сети.

Для создания препятствий правоохранительным органам для раскрытия подобных преступлений злоумышленники: меняют сотовые телефоны, места своего нахождения; оформляют сим-карты и открывают счета в банках на подставных лиц; используют анонимные электронные кошельки и предоплаченные банковские карты, Proxy-серверы и различные программы, скрывающие фактические IP-адрес и место нахождения, привлекают лиц, не осведомленных о противоправности их действий, применяют другие способы конспирации. Это касается не только хищений, но и преступлений в сфере компьютерной информации. При этом данные преступления носят скоротечный, многоэпизодный (серийный), и трансграничный характер.

 

Уголовная ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности

Уголовная ответственность за незаконное участие в предпринимательской деятельности предусмотрена статьей 289 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

Общественная опасность этого преступления состоит в том, что незаконное участие в предпринимательской деятельности создает условия для коррупционных связей, стимулирует должностное лицо использовать полномочия в своих корыстных интересах.

Законодательство Российской Федерации запрещает государственным и муниципальным служащим, лицам, занимающим государственные должности, заниматься предпринимательской деятельностью и участвовать в деятельности органа управления коммерческой организации.

Например, данный запрет установлен в статье 17 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», статье 14 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», статье 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Нарушение установленного запрета влечет дисциплинарную ответственность. Однако если должностное лицо учреждает организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность, либо участвует в управлении такой организацией и при этом предоставляет ей различные льготы и преимущества, оно может быть привлечено к уголовной ответственности по вышеуказанной статье.

Предоставление льгот, преимуществ и иное покровительство может выражаться в следующем: непринятии мер за упущения или нарушения в деятельности такой организации, освобождении от проверок, наложении санкций, предоставлении таможенных, налоговых льгот, создании условий для победы организации на конкурсе по получению государственного заказа, создании препятствий конкурентам, даче рекомендаций иным субъектам хозяйственного оборота вступать именно с данной организацией в договорные отношения и так далее.

В качестве наказания за данное преступление предусмотрено лишение свободы на срок до двух лет. Однако привлечение к уголовной ответственности за совершение указанных действий влечет и иные негативные последствия.

Так, наличие у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступление, предусмотренное статьей 289 УК РФ, является препятствием к участию в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что регламентировано пунктом 7 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

 

Организация незаконной миграции наказуема

 

Уголовным кодексом Российской Федерации установлены жесткие меры ответственности за организацию незаконной миграции. При этом, нередко совершение преступлений в сфере незаконной миграции (таких, как фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Российской Федерации) сопровождается получением денежного вознаграждения.

В силу статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации к объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Получая от гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина либо лица без гражданства денежные средства за фиктивную регистрацию их по месту жительства в жилом помещении или за фиктивную постановку на учет по месту пребывания в жилом помещении, виновные лица незаконно приобретают имущество в виде наличных денежных средств, что квалифицируется как сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности.

Согласно статье 169 Гражданского кодекса Российской Федерации такая сделка ничтожна и влечет последствия, установленные статьей 167 настоящего Кодекса.

В случаях, предусмотренных законом, суд может взыскать в доход Российской Федерации все полученное по данной сделке сторонами, действовавшими умышленно, или применить иные последствия, установленные законом.

 

Установлен мораторий на проведение в 2021 году плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства

 

Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 «Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесении изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Постановление № 1969) установлен мораторий на проведение в 2021 году плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Утвержденные ежегодные планы подлежат приведению в соответствие с указанными изменениями не позднее 15.12.2020.

Указанные ограничения не распространяются на плановые проверки лиц, деятельность и производственные объекты которых отнесены к 1, 2 классам опасности, опасных гидротехнических сооружений, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, электроэнергетики и другие в соответствии с пунктом 8 постановления № 1969.

Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, не подпадающих под запрет, в 2021 году могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.

Установлено также, что после 01.07.2021 в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» вместо выездной плановой проверки может быть принято решение о проведении вместо нее инспекционного визита, о проведении которого юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены в течение 10 рабочих дней после принятия такого решения.

В случае если проведение государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируется Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», срок проведения проверки, дата начала которой наступает позже 30.06.2021, не может превышать 10 рабочих дней.

Постановление вступило в силу 30.11.2020.

 

Прокурор Ломоносовского района

Добровольцы России Неформальная занятость Сигналы Гражданской обороны Имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства Имущественная поддержка субъектов МСП и самозанятых Перейти на инвестиционный портал Ломоносовского района Ленинградской области Инвестиционный портал